Данный порядок установлен Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее – Правила № 696).
При этом Правила № 696 не обязывают банки ни вообще обращаться за получением субсидий, ни выдавать кредиты лицам, в отношении которых банком может быть получена субсидия.
Кроме того, отсутствуют нормативные акты, в которых было бы установлено, что даже при соблюдении всех формальных условий банк получит данную субсидию, поскольку ее получение зависит, в том числе от наличия бюджетного лимита.
Таким образом, наличие права на получение конкретной организацией льготного кредита зависит от следующих обстоятельств:
- соответствует ли эта организация условиям, установленным для получения субсидии выдавшим кредит банком;
- выдаст ли банк кредит этой организации (а такая обязанность у него отсутствует, и вопрос решается на усмотрение банка);
- обратится ли банк за получением субсидии по данному кредиту;
- будет ли эта субсидия получена банком, что зависит, в том числе от того, имеется ли достаточный размер лимита бюджетных средств.
В отношении кредитов, выданных коммерческим организациям, субсидии по процентной ставке могут предоставляться банкам в отношении следующих заемщиков (п. 9 Правил № 696):
- заемщик осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Перечень пострадавших отраслей), либо в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, согласно приложению № 2 к Правилам № 696 (далее – Перечень отраслей, требующих поддержки);
- в отношении заемщика на дату обращения к получателю субсидии не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению);
- получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) на срок до 30 июня 2021 г.;
- начисляемые проценты по кредитному договору (соглашению) переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) на дату окончания базового периода кредитного договора (соглашения), а также на дату окончания периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением процентов, начисляемых в период погашения по кредитному договору (соглашению);
-
-
оплата заемщиком основного долга, включая перенесенные платежи процентов по кредитному договору (соглашению), осуществляется ежемесячно равными долями в течение периода погашения по кредитному договору (соглашению):
- 28 декабря 2020 г., 28 января и 1 марта 2021 г. - в случае, если по кредитному договору (соглашению) не был осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению);
- 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 г. - в случае, если по кредитному договору (соглашению) осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению), но не принято решение о списании;
- выдача кредитных средств по кредитному договору (соглашению) осуществляется ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчетного размера оплаты труда и численности работников заемщика;
- кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий, сборов и иных платежей в течение базового периода кредитного договора (соглашения), периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения).
- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- получателем субсидии осуществлено списание не позднее 1 апреля 2021 г. задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению), включая проценты по кредитному договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору (соглашению) в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил № 696;
- соблюдены условия, предусмотренные пунктом 9 Правил № 696.
Из приведенных в запросе видов деятельности в Перечень пострадавших отраслей включены:
- 47.5 Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах;
- Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
- 79 Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
- 95 Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения.
В Перечень отраслей, требующих поддержки, ни один из приведенных в запросе видов деятельности не включен.
Исходя из вышеизложенного, если в организации соблюдается установленный критерий по уровню снижения численности работников, а виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, соответствуют включенным в Перечень пострадавших отраслей или в Перечень отраслей, требующих поддержки, такая организация будет отвечать условиям, в соответствии с которыми банк, выдающий кредит, может получить субсидию в отношении процентов и в отношении списания задолженности по кредиту.
Но данное обстоятельство не гарантирует организации ни получения льготного кредита, ни списания задолженности по нему.