1. В НК РФ внесены поправки в части налогообложения НДС безвозмездной передачи товаров, работ, услуг для целей СВО, увеличен размер необлагаемой материальной помощи при рождении ребенка, а также добавлен еще один случай признания долгов безнадежными.
Внесены поправки в п. 2 ст. 146 и п. 1 ст. 265 НК РФ. С 01.07.2025 не признается объектом налогообложения НДС передача (выполнение, оказание) на безвозмездной основе товаров (работ, услуг) воинским частям и организациям ВС РФ, войскам национальной гвардии РФ для целей их участия в СВО. Такие товары, работы, услуги в целях исчисления налога на прибыль и УСН учитываются передающей стороной в составе внереализационных расходов.
С 01.01.2026 увеличен размер необлагаемой НДФЛ и страховыми взносами материальной помощи, выплачиваемой работодателями работникам при рождении ребенка (усыновлении, установления опеки), выплачиваемой в течение первого года после события: с 50 тысяч рублей до 1 000 000 рублей на каждого ребенка.
К случаям признания долгов безнадежными добавлен еще один. С 01.01.2025 к таковым относится задолженность по процентам по долговым обязательствам иностранной организации, которые признаны в составе доходов в соответствии с положениями пп. 14.4 п. 4 ст. 271 НК РФ, при выполнении условий, указанных в пп. 12 п. 2 ст. 310 НК РФ.
Федеральный закон от 23.07.2025 № 227-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
2. С 01.01.2026 к безнадежным долгам отнесены денежные обязательства участников СВО, прекращенные по всем основаниям
С 01.01.2026 в целях исчисления налога на прибыль организаций суммы денежных обязательств участников СВО, прекращенные по всем основаниям, предусмотренным в Федеральном законе от 07.10.2022 № 377-ФЗ, отнесены к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию). До этого срока к таковым относятся только обязательства, прекращенные по основаниям, указанным в ст. 2 данного закона.
Федеральный закон от 31.07.2025 № 298-ФЗ «О внесении изменения в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
3. Для представителей общепита, отвечающих определенным условиям, продлены до 01.12.2025 сроки уплаты НДС за первые два квартала 2025 года.
Правительство РФ поддержало лиц, оказывающих услуги общественного питания, предоставив отсрочку в уплате НДС за I и II кварталы 2025 года при одновременном соответствии налогоплательщиками некоторым требованиям.
В частности, к таковым относятся определенный вид деятельности при соблюдении условий пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, ограничение по сумме дохода за 2024 год от 2 до 3 млрд. рублей, предоставление налоговых деклараций по НДС за I и II кварталы 2025 года с нарушением срока, предусмотренного НК РФ, или предоставление уточненных деклараций за те же периоды.
Срок уплаты (доплаты) налога за первые два квартала 2025 года в этом случае переносится на 01.12.2025 включительно.
Постановление Правительства РФ от 02.09.2025 № 1351 «О мерах поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания в 2025 году».
4. С 01.01.2026 налоговая будет проводить анализ ФХД налогоплательщиков
Закон Российской Федерации от 21.03.1991 «О налоговых органах Российской Федерации» дополнен статьей 6.3 о проведении налоговым органом анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица или ИП. Предоставление сформированных результатов такого анализа возможно по запросу не только самому юридическому лицу или ИП, но также и иному лицу. В последнем случае Выписка до ее передачи иному лицу, предоставляется юридическому лицу или ИП, сведения о финансово-хозяйственной деятельности которых анализировались, для документально обоснованной корректировки.
Федеральный закон от 23.07.2025 № 254-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»
5. Новый ФСБУ 9/2025 «Доходы» организации уже могут начать применять, не дожидаясь отчетности за 2027 года
Утвержден 08.08.2025 новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 9/2025 «Доходы». Применяться он будет, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2027 год. Но организации могут принять решение о его применении до указанного срока.
п. п. 1, 2 Приказа Минфина РФ от 16.05.2025 № 56н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 9/2025 «Доходы»
6. Какие услуги отнести к понятиям услуг по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных в целях определения 70 % доли доходов от IT-деятельности знает только Минцифры
Минфин РФ прокомментировал вопрос о составе доходов IT - организации, 70 % которых относительно всех доходов от ее деятельности в целях применения единого пониженного тарифа страховых взносов и пониженной ставки налога на прибыль должны состоять из доходов в области информационных технологий.
Контролирующий орган напомнил, что по вопросам отнесения тех или иных услуг (работ) к услугам (работам) по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных следует обращаться в Минцифры России.
Письмо Минфина РФ от 25.08.2025 № 03-15-06/82702
7. Освобождается от НДС реализация прав на использование российских программ для ЭВМ и баз данных, включенных в реестр, по сублицензионным договорам
Минфин РФ уточнил, что пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ об освобождение от НДС реализации российской организацией в части передачи прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, распространяется на реализацию таких прав третьим лицам по заключенным с ними сублицензионным договорам.
Письмо Минфина РФ от 30.07.2025 № 03-07-08/73798
8. Основание изменения (прекращения) обязательства не влияет на порядок налогообложения курсовых разниц
Минфин РФ вновь комментирует порядок учета в целях налога на прибыль доходов (расходов) в виде курсовых разниц, начисленных по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте.
В этот раз контролирующий орган обратил внимание на то, что положительная или отрицательная курсовая разница учитывается в составе внереализационных доходов (расходов) по мере списания (погашения) дебиторской (кредиторской) задолженности не зависимо от основания изменения (прекращения) обязательств.
Ибо основания изменения (прекращения) обязательств, возникшие из гражданско-правовых сделок, НК РФ не регулирует.
Письмо Минфина РФ от 27.08.2025 № 03-03-06/1/83601
9. Вознаграждение резидента Республики Беларусь за выполненные работы, предоставленные услуги и права пользования через Интернет облагаются в России НДФЛ
Минфин РФ разъяснил, что вознаграждение резидента Республики Беларусь за выполнение работ, оказание услуг, предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации с использованием сети Интернет относится в целях НДФЛ к доходам от источников в РФ при соблюдении хотя бы одного из условий, установленных пп. 6.3 п. 1 ст. 208 НК РФ. В соответствии с Соглашением об устранении двойного налогообложения между РФ и Республикой Беларусь такой доход облагается в РФ НДФЛ.
Письмо Минфина России от 25.06.2025 № 03-04-05/62055
10. Обложение НДФЛ доходов нерезидента зависит от источника выплаты такого дохода
Минфин РФ напомнил порядок обложения НДФЛ доходов физического лица, не являющееся налоговым резидентом РФ. А именно: если доход получен от источника за пределами РФ, то такой доход налогом не облагается, если же получен от источника в РФ, то облагается в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
В последнем случае при налогообложении необходимо учитывать нормы международных договоров РФ.
Письмо Минфина РФ от 29.08.2025 № 03-04-05/84349
11. Суммы командировочных расходов и расходов, возмещаемых работникам с разъездным характером работы, отражаются в РСВ как в составе выплат, подлежащих налогообложению, так и не подлежащих
Минфин РФ разъяснил порядок отражения в РСВ сумм командировочных расходов и расходов, возмещаемых работникам с разъездным характером работы. Организации должны включать данные суммы в состав выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 420 НК РФ и в составе выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, согласно статье 422 НК РФ (в строках 030 и 040 подраздела 1 раздела 1 РСВ, соответственно), а также отразить по строке графы 140 подраздела 3.2.1 в разделе 3 «Персонифицированных сведений о застрахованных лицах» Расчета.
Письма Минфина РФ от 27.08.2025 № 03-15-05/83773 и № 03-15-05/83691
12. У нового кредитора на УСН налогом облагается вся сумма средств, поступивших от должника в погашение приобретенного права требования
Минфин РФ разъяснил, что поскольку в составе доходов при УСН учитываются доходы от реализации имущественных прав, а к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, включая другие связанные с требованием права (например, право на неуплаченные проценты), то новый кредитор, применяющий УСН, уплачивает налог со всей сумма средств, поступивших от должника в погашение приобретенного права требования.
Письмо Минфина России от 31.07.2025 № 03-11-06/2/74629
13. Участки под инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса не могут облагаться земельным налогом по ставке более 0,3%
НК РФ не содержит понятия объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В связи с этим в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ для определения ставки земельного налога, применяемой к налогообложению земельных участков, на которых расположены данные объекты, ФНС РФ в своем письме отсылает к понятию, данному пп. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Письмо ФНС России от 31.07.2025 № БС-4-21/7159@
14. По мнению ФНС РФ перерасчет имущественных налогов не ограничивается трехлетним периодом
ФНС РФ высказала свою позицию в отношении определения предыдущих налоговых периодов, за которые налогоплательщикам-организациям могут направляться сообщения об исчисленных суммах налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.
Так, по транспортному налогу установлен срок в количестве двух месяцев со дня получения налоговым органом документов или иной информации, на основании которых исчисляется (пересчитывается) налог к уплате за предыдущие налоговые периоды.
В отношении налога на имущество организаций и земельного налога налоговый орган составляет и передает (направляет) сообщения об исчисленных суммах налога на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, в том числе относящихся к предыдущим налоговым периодам, без ограничений по определению количества таковых (в том числе за пределами трех лет). Важно, что возникшие основания для пересчета предусмотрены налоговым законодательством РФ для исчисления (перерасчета) данных налогов
При этом п. 2.1 ст. 52 НК РФ ограничивает перерасчет сумм ранее исчисленных налогов в рамках трех налоговых периодов, предшествующих календарному году, для направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Исчисление же и перерасчет имущественных налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком-организацией, в том числе за предыдущие налоговые периоды, не связаны с направлением налогового уведомления.
Кроме того, направление налоговыми органами налоговых уведомлений и уплата налогов на имущество на основании налоговых уведомлений допускаются НК РФ только в отношении налогоплательщиков - физических лиц.
Письмо ФНС России от 01.08.2025 № СД-4-21/7218@
15. С 2026 года налогоплательщики будут получать новый единый документ о постановке на учет
ФНС РФ напомнила, что внесены изменения в Налоговый кодекс РФ: налоговые органы больше не будут выдавать свидетельства и уведомления о постановке на учет и снятии с учета. Со следующего года факт учета организаций, предпринимателей и граждан в налоговых органах будет подтверждаться единым для всех лиц документом - выпиской из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Информация ФНС России
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16464570/
16. Подход налогового законодательства к использованию институтов, понятий и терминов из различных отраслей применим и для бухгалтерского учета
Минфин РФ напомнил, что использование в нормативных правовых актах (далее – НПА) по бухгалтерскому учету институтов, понятий и терминов различных отраслей законодательства РФ применяется в значении, данном в своей отрасли права, если в НПА по бухгалтерскому учету не предполагается иной смысл данных определений.
Такой порядок аналогичен подходу, изложенному в п. 1 ст. 11 НК РФ для налогового законодательства.
Письмо Минфина РФ от 30.07.2025 № 07-01-09/73725
