Обзор изменений в законодательстве об аудиторской деятельности
Обзор изменений в законодательстве об аудиторской деятельности

Обзор изменений в законодательстве об аудиторской деятельности

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Суворова Александра Владимировна

Изменения в Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ (внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 359-ФЗ)

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст. 5 Закона):

  1. организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; (ранее - только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам)
  2. организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  3. организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
  4. организаций, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, организаций потребительской кооперации, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
  • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Общественно значимыми организациями признаются (п.1 ст. 5.1 Закона):

  • публичные акционерные общества;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
  • кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;
  • страховые организации, общества взаимного страхования;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Аудиторские услуги общественно значимым организациям вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. 

Аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Определены правила подписания аудиторского заключения

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. 

Подписи указанных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Введены дополнительные требования к аудиторским заключениям об отчетности общественно значимых организаций, далее - ОЗО.

Уточнено, что по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО аудиторская организация обязана выдать «расширенное» аудиторское заключение (ранее - согласно МСА 701 такое заключение выдавалось лишь по отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также в обстоятельствах, когда аудиторская организация принимала решение проинформировать о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении).

В указанном заключении помимо «обычных» элементов, определенных международными стандартами аудита, должны быть раскрыты обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, в отношении которой проведен аудит, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность общественно значимой организации непрерывно продолжать свою деятельность.

Уточнены процедуры аннулирования квалификационных аттестатов аудитора

Уточнено одно из оснований аннулирования аттестата аудитора, а именно: аттестат аннулируется в случае систематического нарушения аудитором обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов в аудиторской организации

  • Необходимо наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. 
  • Такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее - такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 г.
  • В случае, когда аудиторская организация собирается оказывать аудиторские услуги ОЗО, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее трех, а с 1 января 2023 г. не менее пяти (ранее - такое требование не устанавливалось).
  • Если аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, собирается оказывать аудиторские услуги ОЗО на финансовом рынке, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее семи, а с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (ранее - такое требование не устанавливалось).

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Предусмотрено право лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее - только информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (за исключением случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами (ранее - не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией).


Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?

Свяжитесь с нашим лучшим специалистом
Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных.

Возврат к списку