1. Минфин РФ поддержал ранее высказанную ФНС РФ (Письмо ФНС РФ от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@) позицию по вопросу исчисления НДС с сумм, получаемых арендодателями в качестве возмещения затрат на содержание переданных в аренду помещений
В случае если при предоставлении в аренду нежилых помещений в соответствии с условиями договора платежи за коммунальные услуги являются частью арендной платы переменной частью), то такие платежи включаются в налоговую базу по НДС и арендодатель обязан выставить арендатору общую счет-фактуру по арендной плате с учетом платежа за коммунальные услуги.
В случае если платежи за коммунальные услуги не являются частью арендной платы, а на основании договора аренды взимаются арендодателем с арендатора как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду нежилых помещений, то налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется арендодателем без учета указанных платежей.
Письмо Минфина РФ от 17.12.2024 № 03-07-11/127325
2. Оказание иностранной организацией услуг платежного агента по приему денежных средств для российской организации не подлежит налогообложению НДС.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьей 148 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи НК РФ.
Поскольку услуги платежного агента по приему денежных средств в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги не подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.
Письмо Минфина РФ от 12.12.2024 № 03-07-08/125379
3. Минфин РФ высказал позицию о представлении расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физлицах в отношении членов совета директоров при отсутствии выплат.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Определениях от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, Минфин РФ делает вывод о том, что в правоотношениях между организацией и членами совета директоров, по существу, речь идет о заключении договора по выполнению функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров по решению общего собрания акционеров.
Положениями пункта 7 статьи 431 НК РФ установлено, что плательщики страховых взносов, в том числе организации, представляют расчет по страховым взносам (РСВ) и персонифицированные сведения (Сведения) в отношении всех застрахованных лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом информация в отношении членов совета директоров представляется плательщиком страховых взносов в составе РСВ и Сведений независимо от наличия выплат в отчетном периоде.
Письмо Минфина РФ от 10.12.2024 № 03-15-06/124176
4. Услуги удаленного доступа к программному обеспечению по модели SaaS через Интернет освобождены от налогообложения НДС при условии включения такого программного обеспечения в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения НДС применяется при передаче исключительных прав на программы для ЭВМ, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, а также прав на использование таких программ, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
При этом согласно выработанной Минфином РФ и ФНС РФ позиции организация - разработчик программ для ЭВМ, осуществляющая предоставление прав использования на них по модели SaaS (Software as a Service) посредством получения пользователями удаленного доступа к этим программам для ЭВМ через Интернет на основании договора на предоставление доступа, применяет освобождение по НДС, установленное указанными выше положениями статьи 149 НК РФ.
Письмо Минфина РФ от 02.12.2024 № 03-15-06/124176
5. Проездной билет в электронной форме, приобретенный для командировки работника, является документальным подтверждением расходов в целях исчисления налога на прибыль
Минфин РФ указывает, что в случае оформления проездных документов (авиа, ж/д) электронными пассажирскими билетами, такой документ является документом строгой отчетности и является оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиа- и ж/д билета для целей налогообложения, если в нем указана стоимость перелета. При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.
Если работником после поездки передан в организацию распечатанный электронный посадочный талон, имеющий статус "использован", то такой документ может являться оправдательным документом для подтверждения потребления услуги воздушной перевозки.
Письмо Минфина РФ от 19.11.2024 № 03-03-07/115015