Оператор по обращению с ТКО и лицензия на металлолом
Вебинар Суворовой А.В. 23 сентября 2021 г.: Налоговая безопасность бизнеса, его собственников и должностных лиц
Оператор по обращению с ТКО и лицензия на металлолом

Оператор по обращению с ТКО и лицензия на металлолом

Оператор по обращению с ТКО и лицензия на металлолом
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Костюченко Юлия Михайловна
Юрист-эксперт
Ситуация:
Необходимо ли получение оператором по обращению с ТКО лицензии на осуществление деятельности по отчуждению металлов, выделенных в процессе обработки отходов производства и потребления, в дополнение к имеющейся лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Вопрос:

Организация является оператором по обращению с ТКО, осуществляющим обработку таких отходов на мусоросортировочном комплексе, т.е. их предварительную подготовку к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, и имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Отходы для осуществления их обработки поступают на мусоросортировочный комплекс от регионального оператора по обращению с ТКО в рамках договора на оказание услуг по обработке ТКО. Это означает, что оператор по обращению с ТКО не осуществляет приобретение непосредственно лома черных или цветных металлов от образователей данных отходов, а принимает несортированные отходы, среди которых возможно содержание металлов, пригодных для их повторного использования в производственном цикле. Отходы производства и потребления, для которых существует возможность повторного использования в качестве товарной продукции, отобранные оператором по обращению с ТКО при сортировке, в том числе лом металлов, в последующем подлежат отчуждению организациям, осуществляющим их утилизацию.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), также в соответствии с положениями Закона № 99-ФЗ заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов является отдельным лицензируемым видом деятельности.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) является утилизацией отходов.

Согласно разъяснениям Росприроднадзора, поскольку предусмотрено лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, получение дополнительно лицензии на обращение с отходами при осуществлении указанных видов деятельности не требуется (см. Письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160).

В п. 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 (далее – Положение), указано, что настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

В то же время,  согласно разъяснениям Минэкономразвития  лицензия, предоставленная Росприроднадзором, не дает права осуществлять деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, то есть лицензия на деятельность по обращению с отходами не дает права осуществлять деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов (см., Письмо Минэкономразвития от 29.06.2011 № ОГ-Д09-231).

Производство подразумевает получение продукции. Исходя из приведенной ситуации, оператор по обращению с отходами не приобретает лом черных металлов у конкретных юридических или физических лиц, но в то же время он получает его в процессе утилизации,  а не в процессе собственного производства.

Таким образом, если оператор по обращению с ТКО, имея лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов, намерен осуществлять деятельность по реализации лома цветных или черных металлов, выделенных в процессе обработки отходов производства и потребления (то есть в процессе утилизации, а не производства), то в соответствии с положениями Закона № 99-ФЗ и разъяснениями контролирующих органов он должен получить лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов.

Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?

Свяжитесь с нашим лучшим специалистом
Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных.

Возврат к списку