Июль месяц – середина лета. Но отдыхать некогда – бухгалтеры готовят полугодовую отчетность, аудиторы заканчивают проверки за 2023 год и готовятся к новому сезону.
Но как раз время подвести некоторые итоги по проведенным аудитам и обобщить выявленные аудиторами ошибки при составлении отчетности, которые обозначим как типичные.
Итак, с чем же чаще всего приходилось сталкиваться аудиторам?
1. Непризнание прав пользования активами (ППА) и обязательств по аренде (ОА). Обращаем внимание, что наша позиция не менялась: если договор аренды заключен сроком на 11 месяцев и при этом из года в год происходит его регулярное перезаключение, либо в договоре содержится условие, что он заключен на неопределенный срок, то следует исходить из наиболее вероятных сроков пользования объектами аренды, что в большинстве случаев ведет к необходимости отражения ППА и ОА в учете и отчетности.
Как говорят нам нормативные документы, необходимо принимать во внимание наличие достаточной уверенности в продлении или прекращении аренды, уместные факты и обстоятельства, которые приводят к возникновению экономического стимула для продления или прекращения аренды, в том числе прошлую практику организации в отношении периода, в течение которого обычно используются активы, а также экономические причины такой практики.
2. Неверная классификация объектов учета на долгосрочные и краткосрочные — это относится и к активам, и к обязательствам.
3. Отражение в балансе активов, по существу такими не являющимися. Например, мы строили-строили и… ничего не построили. Но зато на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» накопили расходов, которые у нас «висят» с незапамятных времен – и списать жалко, и расходов новых несколько лет как нет. В этой ситуации необходимо уточнить намерения руководства в отношении данных объектов, и если расходы списать нельзя, поскольку будем дальше либо создавать, либо продавать (что подтверждается не только словами), то в любом случае необходим тест на обесценение таких вложений – и во многих случаях резерв может составить 100%.
4. По-прежнему сложно дается организациям признание бонусов (премий) от поставщика или предоставление их покупателю в соответствующих статьях отчетности (уменьшение себестоимости или выручки). Нередко встречается, что такие суммы мотивации отражаются по статьям «Прочие доходы» / «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах, не учитывая их экономическую составляющую.
А между тем нормативные документы говорят об обратном: согласно ФСБУ 5/2019
суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией при приобретении (создании) запасов, включаются в фактическую себестоимость запасов
с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления, а
в соответствии с ПБУ 9/99 выручка определяется с учетом всех скидок, предоставленных организацией согласно договору.
5. Традиционно курсовые разницы показываются в отчете о финансовых результатах развернуто, но хочется отметить, что теперь и в тексте нового (пока еще не применяющегося) ФСБУ 4/2023 в качестве примера приведены курсовые разницы как зачитывающиеся показатели прочих доходов и прочих расходов.
6. В заключение хочется отметить, что существенно вырос уровень представления информации в Пояснениях к годовому бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В то же время не всегда уделяется должное внимание всем раскрытиям, как того требуют ПБУ/ФСБУ. А ведь в каждом их них содержится минимальный набор требований к раскрытиям в отчетности. Незаслуженно «страдают» ПБУ 7/98, 8/2010, 11/2008 (включая бенефициаров). Кстати, к раскрытию информации о бенефициарах аудиторы теперь будут относиться более внимательно в силу усиливающихся, в свою очередь, требований к аудиторам за соблюдением норм Федерального закона 115-ФЗ со стороны законодательства.