Налоговый агент по НДС плательщик УСНО, реализующий иностранные программы ЭВМ
Налоговый агент по НДС плательщик УСНО, реализующий иностранные программы ЭВМ

Налоговый агент по НДС плательщик УСНО, реализующий иностранные программы ЭВМ

Налоговый агент по НДС плательщик УСНО, реализующий иностранные программы ЭВМ
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Бардак Татьяна Валерьевна
Налоговый консультант, аттестованный член Палаты налоговых консультантов России
Ситуация:

Российская организация (далее – Организация), налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», заключила с иностранным юридическим лицом (далее - Нерезидент) договор, согласно которому получает неисключительное право на продажу конечным пользователям лицензий Программного обеспечения (далее - лицензии на ПО). 

Вопрос:

Является ли Организация налоговым агентом по НДС при выплате вознаграждения Нерезиденту за неисключительное право?



Ответ:

По общим правилам, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС. Но в случае приобретения услуг у иностранных организаций, в ситуации, когда местом реализации признается Российская Федерация, организации, применяющие УСНО, признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны уплатить налог в бюджет РФ (п. 2 ст. 346.11, п. 2 ст. 161 НК РФ).

Исключением признается оказание услуг в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье - сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий. При оказании указанных услуг иностранной организацией, она должна самостоятельно встать на учет в качестве плательщика НДС и уплачивать его в бюджет РФ самостоятельно (п. 3 ст. 174.2 НК РФ).

Контролирующие органы отмечают, что ответственность для российской организации за неуплату НДС иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, не предусмотрена (Письмо Минфина РФ от 29.03.2019 N 03-07-08/23438). Обязанность налогового агента по НДС у приобретателей электронных услуг не возникает независимо от наличия или отсутствия факта постановки на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ иностранной организации и (или) иностранной организации-посредника (Письмо ФНС РФ от 24.04.2019 N СД-4-3/7937).

К таким услугам, в том числе, относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности (п. 1 ст. 174.2 НК РФ).

Однако при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Указанные налоговые агенты налоговую базу по НДС как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога (п. 5 ст. 161 НК РФ). Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг. При определении налоговой базы стоимость указанных электронных услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг (п. 5 ст. 174.2 НК РФ). Уплата налога в бюджет производится одновременно с выплатой денег иностранной организации (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Обращаем внимание, что при исполнении обязанности налогового агента по НДС, организации, применяющей УСНО, по итогам квартала, в котором был уплачен НДС, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, необходимо представить декларацию по НДС по общей форме (ст. 163, п. 5 ст. 174, п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Если в договоре, заключенном с иностранным контрагентом, указана стоимость работ без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, заказчик, выступающий налоговым агентом по НДС, при определении налоговой базы самостоятельно увеличивает стоимость работ на сумму НДС (Письмо Минфина РФ от 23.07.2021 N 03-07-14/59243,

В рассматриваемой ситуации Нерезидент обладает исключительным правом и передает неисключительно право Организации для последующей реализации конечному потребителю.

Из представленной информации нет возможности определить способ передачи прав на ПО. Этот факт является одним из существенных в целях определения, кто уплачивает НДС в бюджет РФ.

Как уже выше было указано, в случае оказания посреднических операций при реализации электронных услуг, посредник обязан выполнить функции налогового агента по НДС в этом случае (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Отметим, что в положениях Налогового кодекса РФ не раскрыт термин «посредническая деятельность».

Согласно положениям гражданского законодательства РФ под посреднической услугой понимается взаимодействие исполнителя (посредника) в интересах заказчика с третьими лицами. Посредник за счет заказчика может осуществлять юридические и (или) фактические действия от своего имени либо от имени заказчика (в зависимости от вида договора). К посредническим договорам относят, в частности, поручение, комиссию и агентирование (ст. ст. 971, 990, 1005 Гражданского кодекса РФ).

В рассматриваемой ситуации следует учитывать, что руководствуясь пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, налоговый орган вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов).

Таким образом, учитывая вышеизложенное считаем, что у Организации существует риск по признанию деятельности посреднической в рамках заключенного с Нерезидентом договора. Следовательно, в этом случае обязанности по исчислению и уплате НДС будут тоже возложены на Организацию, как на налогового агента.

В случае если у Организации есть дополнительные аргументы в пользу того, что деятельность не посредническая, а передача прав на ПО для ЭВМ происходит в электронной форме, то в этом случае Организация не признается налоговым агентом.


Вы можете заказать письменную консультацию с подробным обоснованием и анализом договора по схожей ситуации. Стоимость консультации от 6000 рублей.

Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?

Свяжитесь с нашим лучшим специалистом
Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных.

Возврат к списку