Общие правила проведения выездных налоговых проверок
31 мая приглашаем на семинар-практикум «Эмоции в бухгалтерии: актив или пассив?»
Общие правила проведения выездных налоговых проверок

Общие правила проведения выездных налоговых проверок

Общие правила проведения выездных налоговых проверок
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Суворова Александра Владимировна
Руководитель юридической службы

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правильность исчисления и своевременность уплаты которых уполномочены проверять налоговые органы. Проверяемый период выездной проверки ограничен тремя годами, предшествующими году, в котором вынесено решение о проведении этой проверки. Таким образом, в проверяемый период могут быть включены 3 полных календарных года (то есть периода с 1 января по 31 декабря), которые непосредственно предшествуют году, когда вынесено решение о проведении проверки, даже если такое решение вынесено в конце декабря. Даже если оно вручено налогоплательщику в январе следующего года, налоговый орган в рамках выездной налоговой проверки вправе проверить 3 полных календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Право налоговых органов проверять в ходе выездной налоговой проверки отчётные налоговые периоды текущего календарного года неоднократно являлось предметом споров. Однако и Минфин, и суды приходят к выводу, что правомерно проверять отчетные периоды текущего календарного года – то есть того года, в котором проводится налоговая проверка, или того года, в котором она назначена (когда вынесено решение о проведении).

Выездные налоговые проверки возможны также в отношении уточненных налоговых деклараций. В этом случае выездная налоговая проверка проводится за весь период, за который предоставлена такая уточненная налоговая декларация, даже если этот период выходит за 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки и принятия решения о ее проведении.

Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами по месту нахождения организации-налогоплательщика. Это общее правило, но есть исключения. Это случаи, когда проводятся проверки крупнейших налогоплательщиков – их проводит налоговый орган, в котором организация состоит на учёте именно как крупнейший налогоплательщик. А также случаи проведения самостоятельной проверки филиала или представительства организации.

Возникает вопрос: каким образом организуется процесс выездной налоговой проверки, если после ее начала организация меняет местонахождение. Этот вопрос законодательством не урегулирован. Однако на практике проверку продолжает тот налоговый орган, который ее начал. Он составляет акт, рассматривает материалы и выносит решение. В другую налоговую это всё не передаётся. Налогоплательщики пытались оспаривать такой подход, но суды им отказывали, и за последнее время таких споров нет.

Помимо налоговых органов, в выездной налоговой проверке могут участвовать сотрудники органов внутренних дел. Но они могут принять участие только в том случае, если получили соответствующие приглашение от налоговых органов, то есть они должны получить официальный запрос.

При наличии филиалов или представительств возможна их самостоятельная проверка. Такую выездную налоговую проверку может проводить налоговый орган по месту постановки на учёт филиала или представительства, или может проводиться проверка филиалов и представительств в рамках выездной налоговой проверки организации в целом. Иные обособленные подразделения отдельно проверять нельзя – только филиалы и представительства, которые указаны в учредительных документах организации, сведения о которых отражены в ЕГРЮЛ.

По общему правилу, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Если у него отсутствует возможность предоставить сотрудникам налогового органа помещение для проведения выездной налоговой проверки, то она возможна по месту нахождения налогового органа. В налоговом законодательстве прямо не указано, в каком месте это происходит, и что нужно сделать, чтобы налоговый орган перенёс проверку на свою территорию. На практике налогоплательщики просто представляют соответствующее заявление о том, что у них нет помещения, и, соответственно, налоговый орган принимает решение о проведении проверки на своей территории. Если же налогоплательщик не заявлял никаким образом, что не может принять проверяющих инспекторов, то решение о переносе проверки по месту нахождения налогового органа может быть признано судом недействительным. Но такие ситуации случаются редко. Обычно налоговый орган ограничивается тем, что присылает много требований о предоставлении документов и редко появляется на территории налогоплательщика. Но не выносит при этом никаких специальных решений о том, что проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Налоговым законодательством установлен запрет проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении налогоплательщика в целом, и в отношении филиалов или представительств налогоплательщика-организации, если речь идет о самостоятельной выездной проверке указанных обособленных подразделений.

Налоговым кодексом предусмотрены исключения из этого правила. Третья выездная проверка в течение года может быть признана законной, если:

  1. это повторная выездная проверка;

  2.  это выездная проверка в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика-организации;

  3. это общая проверка налогоплательщика-организации, которая следует за самостоятельной проверкой филиала либо представительства. Или наоборот: это самостоятельная проверка филиала либо представительства, если была проведена выездная проверка организации в целом, в ходе которой данный филиал не проверялся;

  4. это выездная проверка резидента Особой экономической зоны в Калининградской области по налогу на прибыль и налогу на имущество, которая проводится в связи с исключением его из Единого реестра резидентов, при условии, что проверка назначена не позднее трёх месяцев с момента уплаты соответствующих налогов;

  5. это случай, когда решение принимается самим руководителем ФНС. Но с чем может быть связано такое решение, налоговое законодательство не уточняет: это устанавливается на усмотрение руководителя ФНС.

Повторная выездная проверка – это проверка, которая проводится по уже проверенным в рамках предыдущих выездных проверок налогам за уже проверенные периоды. Такая проверка может проводиться независимо от того, какая она по счёту выездная для данного налогоплательщика в текущем календарном году, и соответствующие ограничения не действуют.

При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, также не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки.

Основаниями для проведения повторной выездной налоговой проверки может быть случай, когда она проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью того налогового органа, который проводил первоначальную выездную налоговую проверку.

Она может проводиться налоговым органом, который уже проводил проверку на основании решения руководителя в случае, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, где указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Но предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, которые повлекли уменьшение ранее исчисленной суммы налога или увеличение убытка. Такая повторная проверка ограничена пределами того налога и тех конкретных изменений, которые отражены в уточненной налоговой декларации.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не могут быть применены налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Однако в результате повторной проверки проверяющий вправе переоценить выводы первоначальной проверки и принять новое решение. Сами по себе недоимки по налогам и пени могут быть доначислены по результатам повторной выездной налоговой проверки (только санкции не могут быть доначислены, а сами налоги и пени доначислены могут быть).

При этом необходимо учитывать, что запрет на применение санкций в ходе выездной повторной проверки распространяется именно на штрафы за несвоевременную уплату или неуплату налогов.  Если же налогоплательщик, например, отказывается предоставлять документы по требованию налогового органа, данный штраф совершенно спокойно может быть применён и в ходе повторной выездной налоговой проверки.

Часто на практике возникает вопрос, может ли налоговый орган в ходе повторной выездной налоговой проверки доначислить налоги и, соответственно, пени тоже, по тем налогами и тем ситуациям, которые уже были предметом рассмотрения судов. То есть по первоначальной проверке уже было вынесено решение, оно было налогоплательщиком обжаловано и признано судом недействительным полностью или в части. Этот вопрос был предметом рассмотрения судов неоднократно, в том числе и Конституционного Суда, и суды сформировали такой подход: если судом при рассмотрении дела по первоначальным результатам выездной налоговой проверки были сделаны выводы о фактах, то эти выводы пересмотрены быть не могут. Если же первоначальное решение было признано недействительным по формальным основаниям, либо оно было признано недействительным в некой части и обстоятельства, связанные с уплатой налога, который доначислен, вообще не рассматривались, то соответственно могут быть начислены налог и пени и при повторной выездной налоговой проверке.

У налогоплательщиков также часто возникает вопрос, вправе ли налоговый орган доначислить налоги или отказать в вычете либо возмещении НДС, если по этим вопросам уже проводилась камеральная проверка. Здесь судебная практика складывается полностью не в пользу налогоплательщика. Даже в том случае, когда результаты камеральной проверки были предметом рассмотрения суда, эти выводы могут быть пересмотрены, если в отношении налогоплательщика за соответствующий период по соответствующему налогу проводилась выездная проверка. Поэтому рассчитывать на то, что результаты камеральной проверки каким-то образом вас спасут, когда придёт выездная проверка, к сожалению, не приходится.

Решение о проведении выездной проверки принимается руководителем либо заместителем руководителя налогового органа, проводящего проверку. В решении определяется, в отношении кого будет проводиться проверка, указываются полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество налогоплательщика. В решении указывается предмет проверки – какие налоги, сборы и взносы будут проверяться, проверяемый период, состав проверяющих с указанием должности, фамилии и инициалов сотрудника налогового органа, которому поручается проведение проверки. Возникает вопрос: может ли инспекция написать в решении «по всем налогам и сборам» без их перечисления? Да, может. Даже в форме решения указана возможность заполнения реквизитов именно таким образом. Представление налогоплательщику копии решения о проведении назначенной выездной налоговой проверки законодательством не предусмотрено. В свое время была судебная практика, что это является необходимым, но таких дел уже давно не было. Видимо, налогоплательщики не хотят с этим спорить, потому что особого смысла в этом нет, поскольку даже если с решением что-то не так, но по результатам проверки будут выявлены правонарушения, совершённые налогоплательщиком, то итоговые решения выездной налоговой проверки недействительными признаны не будут.

Также возникает вопрос: могут ли налоговые органы вносить изменения в решение о проведении выездной налоговой проверки? Обычно это касается состава проверяющих. Суды исходят из того, что это не запрещено, и что замена состава проверяющих лиц никаким образом не нарушает права налогоплательщика.  Однако в принципе есть судебная практика и основания для признания решения о проведении выездной проверки недействительным. Какие основания? Если решение подписано неуполномоченным лицом, если в нём указаны периоды, которые нельзя проверять, не учтены ограничения по количеству проверок, или решение вынесено в отношении налогоплательщика, которого данная инспекция не вправе проверять. И если это незаконная повторная проверка. Однако, как было указано выше, само по себе обжалование решения о назначении выездной налоговой проверки может и не привести, и в большинстве случаев не приводит к признанию недействительным итогового решения, вынесенного по результатам этой проверки.

Может ли налоговый орган отказаться проводить выездную налоговую проверку после того, как он принял решение о проведении, или, допустим, её отложить? Нет, не может. Он должен приступить к проверке немедленно. Срок выездной налоговой проверки начинается с момента вынесения соответствующего решения. По общему правилу, проверка проводится на территории налогоплательщика. То есть к нему приходит налоговый инспектор (один или несколько), иногда в сопровождении сотрудников органов внутренних дел, и предъявляет налогоплательщику решение. Предъявить решение они обязаны, просто нет прямой обязанности вручать копию. Также они предъявляют служебные удостоверения. На этом основании налогоплательщик должен допустить сотрудников налоговой инспекции на свою территорию и предоставить им для ознакомления оригиналы документов, которые они запросят.

По общему правилу, срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца.  Этот срок может быть продлен до 4 или даже до 6 месяцев. Также срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен на срок до 6, а в ряде случаев суммарно даже до 9 месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки определяются налоговыми органами на основании соответствующего положения, принятого ФНС. В настоящее время основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки является: то обстоятельство, что проверка проводится в отношении крупнейшего налогоплательщика; то обстоятельство, что в ходе проведения выездной проверки получена информация от правоохранительных или иных контролирующих органов, либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, которая требует дополнительной проверки. Также основанием является проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений. Если у организации до 4 обособленных подразделений, то срок может быть продлён для до 4 месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на такие обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, или удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации. Если просто 4 и более обособленных подразделений, уже независимо от суммы налогов и имущества – тоже до 4 месяцев.  10 и более обособленных подразделений – до 6 месяцев. Обратите внимание, что для остальных случаев длительность не конкретизирована, это только для обособленных подразделений такое чёткое разделение. В остальных случаях проверка может быть продлена как до 4, так и до 6 месяцев.

Самостоятельным основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки является непредставление лицом, в отношении которого проводится проверка, в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки. То есть что налогоплательщик не представил документы по требованию налогового органа – сейчас само по себе основание для продления срока проведения выездной налоговой проверки. Активное противодействие лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, её проведению, то есть отказ допустить на территорию, систематическая невыдача документов – то есть любые действия, которые налоговый орган может расценить как противодействие проверке. Помимо достаточно обтекаемого понятия противодействия лица проведению налоговой проверки, недопуск сотрудников налогового органа на территорию налогоплательщика также является отдельным основанием для продления срока проведения. Существуют и другие основания для продления срока, например, непредставление кредитной организацией информации о налогоплательщике. То есть если банк не предоставил то, что запрашивают у банка, то проверка тоже может быть продлена. Неявка или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, может стать основанием для продления срока выездной налоговой проверки. Непредставление экспертом в установленный срок экспертного заключения и неявка переводчика для осуществления перевода. Ну и особое основание – это возникновение чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера: пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, или затрагивающих налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку. 

Суммарная продолжительность налоговой проверки с учётом всех этих продлений может составить достаточно длительный период. Как уже упоминалось, срок проведения выездной налоговой проверки начинается с даты вынесения руководителем налогового органа либо его заместителем, решения о её проведении и заканчивается в срок, указанный в справке о проведении выездной налоговой проверки. Если же проводится самостоятельно выездная проверка филиала или представительства, то такой срок не может превышать одного месяца, и его продление не предусмотрено. Но такая проверка может приостанавливается в общем порядке. Порядок продления сроков выездной проверки тоже установлен ФНС – просто принимается решение руководителем (либо его заместителем) вышестоящего налогового органа. Если проверку проводит непосредственно ФНС- бывают и такие случаи – то решение принимается руководителем ФНС. Форма решения утверждена, но она не является обязательной, и если она не соблюдена, то признать такое решение недействительным налогоплательщик не сможет.

В утвержденной форме решения о продлении срока выездной налоговой проверки предусмотрено, что налогоплательщик должен быть с этим решением ознакомлен. Однако в Налоговом кодексе такое требование напрямую отсутствует. Поэтому если ознакомления не будет – маловероятно, что это сможет послужить основанием для признания решения недействительным – как решения о продлении, так и итогового решения по результатам выездной налоговой проверки.

Также выездная налоговая проверка может быть приостановлена. Это означает, что приостанавливается течение срока проверки. После возобновления проверки срок начинает течь дальше. При наличии установленных законом оснований проверку можно приостанавливать несколько раз, но общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев. Из этого правила есть исключения. Срок приостановления выездной проверки может быть увеличен ещё, но не более, чем на 3 месяца при одновременном соблюдении следующих условий:

  • проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения требуемой для проверки информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров Российской Федерации;

  • в течение 6 месяцев в налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию. В этом случае общий срок может даже составить 9 месяцев.

Для чего же может быть приостановлен срок налоговой проверки? Для истребования документов у других налогоплательщиков и иных лиц, у которых могут быть соответствующие документы. Для истребования информации у этих лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ – так называемые встречные проверки. Для получения информации от иностранных государств и государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. Для проведения экспертиз и для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Если проводится самостоятельная проверка филиалов, то она тоже может быть приостановлена по тем же правилам. Одну и ту же проверку можно и приостанавливать, и продлевать, никакого нарушения в этом нет. При приостановке выездной налоговой проверки должны соблюдаться два ограничения: уже упомянутое ограничение общей продолжительности и то обстоятельство, что если проверка приостанавливается для истребования документов либо информации у контрагента налогоплательщика или иного лица, у которого может находиться, то для запроса информации или документов у каждого конкретного лица проверка может приостанавливается только один раз.

На период приостановки проверки приостанавливаются все действия налогового органа, которые совершаются на территории налогоплательщика. Также не могут запрашиваться документы непосредственно у проверяемого налогоплательщика. Однако если он уже получил требование ранее, и срок исполнения этого требования истекает в период, когда проверка приостановлена, то налогоплательщик должен такое требование исполнить и представить в налоговый орган все документы, которые у него затребовали.

Всех налогоплательщиков интересует вопрос, насколько вероятно, что к ним придёт выездная налоговая проверка. Сами налоговые органы рекомендуют руководствоваться в этом вопросе общедоступными критериями оценки рисков. Какие же это критерии?

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли и видам экономической деятельности. При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота, либо выручки организаций по данным Росстата. Сами цифры приводятся налоговым органом, их можно найти на сайте nalog.ru.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, то есть осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течении двух и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. Это означает, что доля вычетов при расчёте по отношению к налоговой базе равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации – если расходы растут быстрее, чем доходы.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Если это какое-то числовое значение, принимается во внимание приближение менее 5 %, хотя на самом деле на практике налоговый орган часто использует размер приближения 10 %.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами, перекупщиками или посредниками, без наличия разумных экономических или иных причин, деловой цели.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа в выявлении несоответствия показателей деятельности.

Это то, чем всех пугают, когда присылают какие-то непонятные запросы: а что это у вас выручка снизилась? Нам не нравятся ваши показатели, а давайте скорее нам отвечайте, потому что иначе мы к вам придём на выездную проверку! По общедоступным критериям это действительно основание для выездной проверки. Однако на практике налоговый орган одним этим основанием никогда не руководствуется, поскольку ему необходимо всё-таки делать эффективные доначисления, а не просто приходить к тем, кто ему не ответил.

10. Непредставление запрашиваемых документов или информации об их уничтожении, порче и так далее.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Данные рентабельности тоже можно посмотреть на сайте nalog.ru.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Это самый обтекаемый критерий, где наиболее очевидной является работа с проблемными контрагентами, различными «серыми» компаниями, которые не отчитываются и не уплачивают налоги, или делают это в небольшом размере. Сами же налоговые органы приводят следующие признаки таких компаний:

  • отсутствие личных контактов руководства и уполномоченных должностных лиц компании-поставщика и руководства и уполномоченных должностных лиц компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании- контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также местонахождении складских и производственных или торговых площадей;

  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте: нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнёров или других лиц, нет сайта контрагента, и иные подобные обстоятельства.

При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации о других участниках рынка, в том числе производителе идентичных или аналогичных товаров. Это означает, что если вы не можете объяснить, как вы нашли данного контрагента, не можете сказать, как вы решили работать именно с ним, по какой причине, где вы его взяли, а при этом в интернете полно данных о производителях других аналогичных товаров, то это очень плохой признак с точки зрения налогового органа;

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Сейчас такое уже почти не встречается, потому что все компании записаны в ЕГРЮЛ, всех проверяют на предмет, что это реально существующая организация, а если это индивидуальный предприниматель – что он зарегистрирован именно как ИП.

Если контрагент, имеющий все вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника – это отягчающее обстоятельство.

  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил и обычаев делового оборота.

Например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты. Несопоставимость последствий нарушения сторонами договоров страхования со страховыми санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями, и так далее.  В данном случае возникает вопрос: что не соответствует обычаям делового оборота по отсрочкам платежа? Это вопрос спорный, потому что есть организации, которые представляют отсрочку платежа на полгода. Здесь всё зависит от того, кто покупатель. Крупные компании, закупающие большие партии товаров, выбивают у поставщиков условия, иногда выходящие за рамки здравого смысла, поэтому это очень оценочный критерий;

  • отсутствие очевидных свидетельств, например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и так далее, возможности реального выполнения контрагентом условий договора. А также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учётом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

  • приобретение через посредников товаров, производство или изготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями: сельхозпродукция, вторичное сырьё, и так далее.

Не очень понятно, почему этот признак приводится, поскольку неудобно напрямую закупать товар у сборщиков, возиться с ними, когда есть специальные посредники, которые комплектуют эти товары на профессиональной основе;

  • отсутствие реальных действий плательщика или его контрагента по взысканию задолженности;

  • рост задолженности плательщика или его контрагента на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ и услуг;

  • выпуск, покупка-продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача и получение займов без обеспечения. Негативность данного признака усугубляет отсутствие условия процентов по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

  • существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от её осуществления и иные подобные признаки.

Чем больше этих признаков, тем больше оснований считать, что деятельность ведётся с высоким налоговым риском. Непонятно только, как налоговый орган всё это может определить, не выходя на выездную налоговую проверку. На самом деле, кроме доли расходов по операциям с проблемными контрагентами, налоговый орган ничего заранее не видит, и всё это приводится, чтобы сам налогоплательщик оценил, есть ли у него высокий налоговый риск. Налоговый орган может посмотреть только по проблемным контрагентам, которые не сдают отчётность, имеют признаки фирмы-однодневки и прочие негативные признаки, сколько составляет у налогоплательщика оборот, и какую долю этот оборот составляет от его общих оборотов и его расходов. Это всё, что может сделать налоговый орган, но, тем не менее, самим налогоплательщикам рекомендует это оценивать самостоятельно, поэтому критерии ведения деятельности с высоким налоговым риском – это скорее основание для доначисления налогов, когда проверка уже проведена.  Поэтому безусловно ими имеет смысл пользоваться, но надо понимать, что помимо этого, всё равно используются иные критерии: в частности, рассчитываемые аналитическими отделами налоговых органов потенциально возможные суммы доначисления налогов, и эти суммы на самом деле являются определяющими при принятии налоговым органом решения, выйдет он на выездную налоговую проверку или нет.

Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?

Свяжитесь с нашим лучшим специалистом
Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных.

Возврат к списку