В прошлом выпуске мы говорили о новом ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», которое заменит ныне действующий стандарт 14/2007.
Самое время поразмышлять о переходе на новые нормы.
Вспомним, что в ФСБУ 14/2022 теперь закреплена прямая норма о том, что к нематериальным активам относятся не только исключительные права, но и права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, и доступ иных лиц, к которым организация способна ограничить. То есть если результат интеллектуальной деятельности принадлежит не нам, но передан нам в пользование по лицензионному договору (то, что ранее при отсутствии прямой нормы некоторые организации учитывали на 97 счете как расходы будущих периодов), теперь для нас это нематериальный актив (пп. «г» п. 4 ФСБУ 14/2022).
Обратим внимание на следующий момент. Средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий, как и раньше, относятся к НМА. Однако пп. «б» п. 8 ФСБУ 14/2022 исключает средства индивидуализации (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации, из состава объектов, учитываемых в качестве НМА.
Заметим, что и раньше, еще в 2011 году Минфин выпускал разъяснения, что условием признания в качестве НМА таких объектов как торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и т.п. является их приобретение (покупка), но не понесенные затраты на их самостоятельное создание (п. 6 Информации Минфина РФ
№ ПЗ-8/2011).
Почему же такая «дискриминация» в признании - если купили, то НМА, а если создали собственными силами, то нет?
Обратимся к МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». Согласно п. 21 названного Стандарта нематериальный актив подлежит признанию тогда и только тогда, когда:
(a) признается вероятным, что организация получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды; и
(b) первоначальная стоимость данного актива может быть надежно оценена.
Вот как раз о надежной оценке и сложно говорить, когда объект такого рода, как например, товарный знак (по сути, рисунок) создается собственными силами.
В п. 64 и п. 65 МСФО (IAS) 38 поясняется, что торговые марки, титульные данные, издательские права, клиентские базы и аналогичные по существу статьи, созданные самой организацией, не подлежат признанию в качестве нематериальных активов, поскольку затраты на них невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом, т.е. неотделимо от текущей деятельности организации.
Так что расходы на создание собственными силами товарного знака, логотипа компании и т.п. мы будем списывать сразу, а сами права (ведь они все-таки у нас есть) учтем вне счетов балансового учета.
И еще немного о разрешениях (лицензиях) на осуществление отдельных видов деятельности, которые включаются в состав НМА (пп. «в» п. 6 ФСБУ 14/2022). Тут тоже есть над чем подумать. В Рекомендации Р-14/2011 КпР Бухгалтерского методологического центра говорится, что лицензии на осуществление деятельности, которая является условием существования данной организации как юридического лица, не учитываются в составе НМА. Здесь надо помнить еще о таком признаке НМА, упомянутом нами выше, как ограничение организацией доступа к правам.
Если, к примеру, это лицензия на ведение образовательной деятельности, которая выдается при соблюдении определенных требований всем желающим – то доступ ограничить невозможно, а если это лицензия на разработку карьера и добычу песка на выбранном участке, то такая лицензия будет отвечать понятию НМА.