Получение льготного кредита для пострадавших отраслей и для отраслей, требующих поддержки
31 мая приглашаем на семинар-практикум «Эмоции в бухгалтерии: актив или пассив?»
Получение льготного кредита для пострадавших отраслей и для отраслей, требующих поддержки

Получение льготного кредита для пострадавших отраслей и для отраслей, требующих поддержки

Получение льготного кредита для пострадавших отраслей и для отраслей, требующих поддержки
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Суворова Александра Владимировна
Руководитель юридической службы
Ситуация:
В настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего порядок получения организациями банковских кредитов на льготных условиях, не существует.

Вопрос:

Как получить льготный кредит для пострадавших отраслей и для отраслей, требующих поддержки?

Нормативным актом установлен только порядок получения банками субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Данный порядок установлен Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее – Правила № 696).

При этом Правила № 696 не обязывают банки ни вообще обращаться за получением субсидий, ни выдавать кредиты лицам, в отношении которых банком может быть получена субсидия.

Кроме того, отсутствуют нормативные акты, в которых было бы установлено, что даже при соблюдении всех формальных условий банк получит данную субсидию, поскольку ее получение зависит, в том числе от наличия бюджетного лимита.

Таким образом, наличие права на получение конкретной организацией льготного кредита зависит от следующих обстоятельств:

  • соответствует ли эта организация условиям, установленным для получения субсидии выдавшим кредит банком;
  • выдаст ли банк кредит этой организации (а такая обязанность у него отсутствует, и вопрос решается на усмотрение банка);
  • обратится ли банк за получением субсидии по данному кредиту;
  • будет ли эта субсидия получена банком, что зависит, в том числе от того, имеется ли достаточный размер лимита бюджетных средств.
Соответственно, на основании нормативных документов можно определить только, соответствует ли конкретная организация условиям, которые позволят выдавшему ей кредит на льготных условиях банку обратиться за получением субсидии.

В отношении кредитов, выданных коммерческим организациям, субсидии по процентной ставке могут предоставляться банкам в отношении следующих заемщиков (п. 9 Правил № 696):
  • заемщик осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Перечень пострадавших отраслей), либо в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, согласно приложению № 2 к Правилам № 696 (далее – Перечень отраслей, требующих поддержки);
  • в отношении заемщика на дату обращения к получателю субсидии не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
  • получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению);
  • получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) на срок до 30 июня 2021 г.;
  • начисляемые проценты по кредитному договору (соглашению) переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) на дату окончания базового периода кредитного договора (соглашения), а также на дату окончания периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением процентов, начисляемых в период погашения по кредитному договору (соглашению);
    • оплата заемщиком основного долга, включая перенесенные платежи процентов по кредитному договору (соглашению), осуществляется ежемесячно равными долями в течение периода погашения по кредитному договору (соглашению):
    • 28 декабря 2020 г., 28 января и 1 марта 2021 г. - в случае, если по кредитному договору (соглашению) не был осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению);
    • 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 г. - в случае, если по кредитному договору (соглашению) осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению), но не принято решение о списании;
  • выдача кредитных средств по кредитному договору (соглашению) осуществляется ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчетного размера оплаты труда и численности работников заемщика;
  • кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий, сборов и иных платежей в течение базового периода кредитного договора (соглашения), периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения).
В свою очередь субсидия по списанию кредита может быть предоставлена банку по кредитам, выданным заемщикам, отвечающим следующим условиям (п. 12 Правил № 696):
  • в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
  • численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;
  • средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
  • получателем субсидии осуществлено списание не позднее 1 апреля 2021 г. задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению), включая проценты по кредитному договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору (соглашению) в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил № 696;
  • соблюдены условия, предусмотренные пунктом 9 Правил № 696.
Кроме того, пунктом 10 Правил № 696 установлено, что заемщик, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и относящийся к категории «малое предприятие» или «микропредприятие», определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.

Из приведенных в запросе видов деятельности в Перечень пострадавших отраслей включены:

  • 47.5 Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах;
  • Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
  • 79 Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • 95 Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения.

В Перечень отраслей, требующих поддержки, ни один из приведенных в запросе видов деятельности не включен.

Исходя из вышеизложенного, если в организации соблюдается установленный критерий по уровню снижения численности работников, а виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, соответствуют включенным в Перечень пострадавших отраслей или в Перечень отраслей, требующих поддержки, такая организация будет отвечать условиям, в соответствии с которыми банк, выдающий кредит, может получить субсидию в отношении процентов и в отношении списания задолженности по кредиту.

Но данное обстоятельство не гарантирует организации ни получения льготного кредита, ни списания задолженности по нему.


Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?

Свяжитесь с нашим лучшим специалистом
Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных.

Возврат к списку